РУС БЕЛ ENG

Дом без насилия

Цель акции — вовлечение широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин. Согласно исследованиям, проведенным в ряде стран Всемирной организацией здравоохранения, до 70% женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому насилию со стороны своего интимного партнера или мужа. Многие женщины совершают грубую ошибку, когда после первого или второго семейного скандала, завершившегося рукоприкладством со стороны мужа-агрессора, не придают этому особого значения и не обращаются за помощью к специалистам. Помните: в 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Насилие в любой форме проявления неприемлемо для общества. Где есть насилие в семье — нет семьи. Просим вас задуматься: а правильно ли живете вы?

Помните: мир без насилия начинается в вашем доме! Сделаем его безопасным вместе!
Если вам известно о фактах насилия в семье, вы являетесь жертвой такого насилия, мы готовы оказать помощь каждому.

Позвонив по телефону «горячей линии» 8-801-100-8801 (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.

О каждом известном случае насилия в семье просим сообщать по тел.: 79-8-32, 102.

Семья  – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако, вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи, в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии.

Именно поэтому проблема бытовой преступности достаточно актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, о чем свидетельствует ее неоднократное рассмотрение на сессиях Организации Объединенных Наций и Совета Европы. Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Каждый четвертый гражданин из числа лиц, погибших в результате убийств, лишен жизни своими близкими.

В целях минимизации тяжких последствий бытового насилия и вовлечения широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем семейного неблагополучия ежегодно по инициативе Министерства внутренних дел будет проходить республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!». В рамках данной акции специалисты всех заинтересованных государственных органов, организаций и общественных объединений посредством средств массовой информации, в том числе при проведении республиканской пресс-конференции, интернет - конференции «Жизнь без насилия», «горячих» линий с участием должностных лиц и интернет - общения:

разъяснят правовые нормы, регулирующие их деятельность по предотвращению правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений;

доведут информацию о помощи, оказываемой в предупреждении и пресечении бытовых конфликтов;

дадут советы, как действовать в той или иной проблемной ситуации, куда обращаться с целью решения вопросов семейного неблагополучия или оказания содействия в их решении.

АКЦИЯ "ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ!"

Цель акции: вовлечение широких слоев населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем бытового насилия и семейного неблагополучия.

Задачи акции:

1.     Разъяснить гражданам негативные последствия бытовых конфликтов и необходимость своевременного реагирования на них.

2.     Довести информацию о возможностях государственных органов и общественных объединений в решении проблем, возникающих в семьях, нормативных правовых актах, регулирующих семейные отношения, в том числе и девиантные.

3.   Наладить непрерывный взаимообмен информацией между гражданами и общественными объединениями о фактах насилия в отношении близких и мерах, принимаемых по их предупреждению и пресечению.

С 13 августа 2012 года в Беларуси работает общенациональная бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Любой взрослый человек, который подвергается домашнему насилию, обратившись на линию, может анонимно получить психологическую, юридическую, социальную и информационную помощь. Горячая линия для пострадавших от домашнего насилия принимает телефонные звонки ежедневно с 8 до 20 часов. Звонок бесплатный со стационарных телефонов. 


ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ?

«Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

«физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Ст.2

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия. Насилие имеет разные проявления. Выделяют несколько видов насилия в семье:

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т.д.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.

В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).

Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг.

О выходе из насильственных отношений

Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение - они делают это все время:

• Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят.
• Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.

• Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).

• Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

• умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);

• оскорбление (статья 9.3 КоАП);

• мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем.


Буклет-памятка педагогам "Насилие в семье"


 Не молчите, если вы стали жертвой или свидетелем домашнего насилия - общенациональная горячая линия

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно)

телефон доверия для детей и подростков (+375-17) 246-03-03

ИЛИ ПОЗВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

РОВД – 102

Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни.

Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам. 

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную.

Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

 

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность.

Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез.

Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. 

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

Сложнее всего заподозрить психологическое насилие или насилие над душой ребенка. Это многогранная категория:

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • манипуляции;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

 

Причины домашнего насилия

Причины бытового насилия всегда индивидуальны, связаны с социальным положением агрессора, его воспитанием, морально-нравственными ценностями, ситуационными влияниями. Факторы риска группируются следующим образом:

Перенос негативного опыта. Агрессор перенимает особенности внутрисемейных отношений от родителей, переносит физические методы наказания, манипуляции, угрозы на своих детей. Побои, доминирование, унижение являются способами «воспитания».

Декомпенсированное психическое состояние. Комплекс неполноценности, неудовлетворенная детская обида, невымещенная агрессия, вспыльчивый неуравновешенный характер, психопатическое расстройство личности родителя – факторы, повышающие вероятность семейного насилия.

Асоциальный образ жизни. Алкоголизм, наркомания, преступная деятельность родителей часто сопровождаются насильственными действиями над детьми.

Социальный стресс. Рост напряженности между членами семьи может быть вызван разногласиями супругов относительно способов воспитания, внезапной беременностью, разводом, потерей работы, постоянного дохода.

Культурные, религиозные нормы. Отдельные системы воспитания рассматривают физическое наказание, психологические манипуляции как способы формирования послушного, «праведного» поведения. Родители используют порку, домашние аресты, принуждают к непосильному труду.

 

Ежегодно в стране поступает несколько миллионов сообщений о жестоком обращении с детьми. Подобное обращение — это когда родитель или опекун, — действием или бездействием, — причиняет травму, смерть, эмоциональный вред или риск серьёзного вреда ребёнку. Формы плохого обращения с ребёнком включают сексуальное насилие, пренебрежение, эксплуатацию и эмоциональное насилие.

Важно, чтобы каждый в жизни ребёнка мог распознать возможные признаки жестокого обращения или пренебрежения, чтобы оперативно принять соответствующие меры.

Скрытые травмы

Физическое насилие часто случается с неожиданными частями тела, такими как живот или задняя часть ног. Синяки могут выглядеть как пряжка от ремня, отпечаток руки или ожог сигареты. Дети могут быть одеты в одежду не по сезону, чтобы скрыть такие отметины. Однако не стоит делать слишком поспешных выводов, основываясь только на одежде, поскольку дети не всегда желают одеваться по погоде.

Разыгрывание злоупотреблений через игру

Очень маленькие дети часто попросту не способны рассказать свою историю по причине недостаточного развития языковых навыков. Они могут использовать игру, чтобы выразить, обработать что-либо и примириться с тем, что их тревожит. Ребёнок, играющий в «папочку», может сказать: «Ты плохая девочка. Я тебя отшлёпаю». Или ребёнок, играющий «сам себя», может сказать: «Мама, не бей меня. Я буду вести себя хорошо». Это тревожные сигналы.

Иногда ребёнок может использовать кукол или мягкие игрушки для демонстрации того, что с ним сделали. Например, он может отшлёпать куклу палкой или бросить её об стену. Это тоже тревожные сигналы. Маленькие дети часто обрабатывают свою реальную жизнь с помощью реконструкции и ролевых игр. Это их стремление справиться с тем, что является для них слишком трудным или эмоциональным.

Недержание мочи

Если дети подвергаются жестокому обращению, они могут регрессировать. Речь идёт о поведении, с которым они когда-то уже справились. Ребёнок, который научился самостоятельно ходить в туалет, но вдруг внезапно обмочился в постель ночью, может являться жертвой жестокого обращения. Он возвращается к тому моменту, когда чувствовал себя в безопасности.

Если ребёнок, пострадавший от жестокого обращения, регрессирует из-за дневного или ночного недержания мочи, это признак того, что он избавляется от чрезмерного уровня беспокойства. Перед тем, как делать поспешные выводы, родители должны быть уверены, что ребёнок действительно не мочился в течение долгого времени. Также следует убедиться, что дома не происходит ничего, что могло бы вызвать регресс.

Знания о сексе не по возрасту

Ребёнок, подвергшийся жестокому обращению, мог подвергнуться сексуальному контакту так, как этого быть не должно. Маленький ребёнок, который постоянно подвергался жестокому обращению, может не знать, что его опыт ненормален или неуместен. Таким образом, у него может быть уровень понимания секса, не соответствующий его возрасту — например, ребёнок демонстрирует или описывает оральный секс. Дети могут демонстрировать свои знания в игре, лексике или общении. Они могут размещать предметы рядом с животными или куклами. Они могут демонстрировать знание терминов, связанных с сексом или гениталиями.

Неуместные прикосновения к людям

Дети, познавшие на себе насилие, могут не иметь границ, когда дело касается их тел или тела другого человека. Они могут прикасаться к себе, другим детям или взрослым неуместным образом и не осознавать, что это неправильно. Они могут думать, что трогать чужие интимные места — это нормально.

Избегание человека или ситуации

Детям не хватает осведомлённости или умения защищаться, когда происходит насилие, и они не знают, как предотвратить его повторение. Они могут просто попытаться избежать своего обидчика. Если ребёнок перестаёт хотеть навещать человека или место, которое ему раньше нравилось, это тревожный сигнал. Может быть, он раньше любил ходить в школу, но теперь внезапно не хочет. Или он кажется напуганным предстоящим посещением дома родственника, хотя когда-то ему нравилось там бывать.

Возможно, ребёнок пытается спастись от насильника. Иногда дети находятся во внутреннем конфликте из-за того, что родитель может иметь близкие отношения с обидчиком, что сильно всё осложняет. Или, что ещё хуже, ребёнок что-то сообщил, но родитель ему не поверил. В таких случаях единственная защита ребёнка — избегание.

Отстранённость

Дети, которые не хотят общаться с другими детьми или взрослыми, возможно, подвергались физическому или эмоциональному насилию. Конечно, не все дети общительны. Некоторые из них по натуре застенчивы. Обычная замкнутость не обязательно может являться признаком жестокого обращения. Хорошо обученный профессионал может оценить, что происходит, выяснить причину и убедиться, что родителей не обвиняют по ошибке в жестоком обращении с детьми.

Отсутствие сосредоточенности на учёбе

Ребёнку, которому сложно сосредоточиться на школьной работе, может быть поставлен диагноз синдрома дефицита внимания. Следует иметь в виду, что жестокое обращение или травмы могут мешать детям обращать внимание в классе или обрабатывать информацию, что приводит к их отставанию в социальном и академическом плане от своих сверстников. Если жестокое обращение является чем-то новым, родители заметят изменение в поведении — когда ребёнок, который раньше был более сосредоточенным, теперь испытывает трудности с выполнением простейших заданий.

Резкие изменения в поведении

Родители могут заметить, что ребёнок перестал есть и стал худеть. Или, может быть, он ест больше обычного и быстро набирает вес. Ночью ребёнок, который когда-то спал крепко, может внезапно испытывать кошмары или бессонницу, а также проблемы с засыпанием. Возможно, ребёнок, который раньше любил книги, теперь даже не вспоминает о чтении. Изменения в еде, сне, пользовании туалетом и в общем поведении — всё это способы, которыми дети пытаются справиться с эмоциональной болью, неизбежно сопровождающей насилие.

Низкая самооценка

Жертвы насилия могут подумать, что всё произошедшее — их вина. Они чувствуют себя недостойными любви или помощи. Насильники часто говорят детям, что насилие — это вина лишь самих детей. Обидчик делает это в рамках процесса ухода, чтобы избежать обнаружения. Однако это заставляет ребёнка чувствовать свою ответственность. Ему кажется, что он сделал что-то плохое, и ему очень стыдно за это.

Задержка развития

Дети, подвергшиеся плохому обращению, могут не достичь своих обычных результатов. Их развитие может быть остановлено. Например, дети, лишённые пищи из-за обидчика, могут иметь хроническое недоедание, которое может привести к задержке роста или неспособности к развитию. Социальное развитие или академическая успеваемость также могут остановиться.

Плохое самочувствие

У некоторых детей могут появиться физические симптомы. Родители могут наблюдать за болями в животе у ребёнка, головными болями и за плохим самочувствием в целом. Симптомы могут возникать в результате затруднений с едой или сном. Если родители видят усиление подобных симптомов, это может оказаться тревожным сигналом. Жестокое обращение не всегда может исходить от взрослого. Даже безобидные на первый взгляд шутки со стороны сверстников могут причинить ребёнку эмоциональную травму.

Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины насилия над детьми в семье. Социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия над детьми.

К таким факторам обычно относят: стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятый в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком – следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством. Интегрируя все эти подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов.

 Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

1) низкий доход;

2) безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов);

3) многодетная семья;

4) молодые родители;

5) неполная семья;

6) принадлежность к меньшинствам;

7) неудовлетворительные жилищные условия;

8) отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения:

1) неполная семья, а также многодетные семьи;

2) отчим в семье или приемные родители;

3) конфликтные или насильственные отношения между членами семьи ;

4) проблемы супружеских взаимоотношений (отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, сексуальная неудовлетворенность, ревность и пр.);

5) модели поведения: родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности;

6) проблемы взаимоотношений родителя и ребенка;

7) эмоциональная и физическая изоляция семьи. 

 Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

1) особенности личности родителя: низкая самооценка, ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка). Также можно отметить: депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации.

2) негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью;

3) низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение решать конфликты и проблемы, контролировать эмоции, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх обвинения, стыд, вину;

4) психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей;

5) алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослабленный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности;

6) проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору;

7) эмоциональная уплощенность и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи;

8) неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как постоянно испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании.

Таким образом, можно сделать вывод, что мы все должны задумываться над нашей жизнью, над нашими поступками и действиями каждый день. Мы должны помогать окружающим нас детям, подросткам, взрослым, а не наоборот причинять им вред, совершать над ними насилие.

План акции "Дом без насилия - 2024 "

ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ - 2023

23.03.2023

Куда обратиться за помощью, если Вы пострадали от домашнего насилия

Региональная карта помощи пострадавшим от насилия

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПОСТРАДАВШЕГО ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ:

  1. Пострадавшим от домашнего насилия необходимо сообщить о фактах домашнего насилия специалистам, и получить консультацию о дальнейших действиях.
  2. В критичных ситуациях, когда агрессия проявляется в форме сексуального, физического либо психологического воздействия, звонок в милицию является действенным способом остановить насилие. Сотрудники правоохранительных органов действуют в рамках закона и делают всё необходимое, чтобы помочь разрешить ситуацию.
  3. Для этого необходимо набрать номер 102 и сообщить дежурному о происходящем: назвать ваши фамилию и имя, сказать, что конкретно произошло и указать точный адрес. По возможности, сообщить всю дополнительную информацию о произошедшем.

Примером обращения в милицию может послужить следующий диалог:

«Сотрудник милиции поднимает трубку и представляется.

Гражданка: Я Мария Кветкович. Мне угрожает мой муж.

Дежурный милиции: Ваш адрес?

Гражданка: ул. Притыцкого, 219 А, корпус 3 кв х, первый подъезд.

Дежурный милиции: Выезжаем. Ждите.

Гражданка: Сообщаю, что муж находится в состоянии алкогольного опьянения. Со мной в квартире двое маленьких детей. Звоню от соседей.»

  1. Сотрудники милиции выедут согласно поступившему сообщению. Обычно с лицом, в отношении которого поступило сообщение, проводится профилактическая беседа. В то же время к лицам, совершающим насилие в семье, могут быть применены и более жесткие меры воздействия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях или уголовным законодательством, вплоть до лишения свободы. Это происходит, когда пострадавший пишет соответствующее заявление в милицию.
  2. Необходимо помнить, что «прокурор имеет право возбудить уголовное дело об определенных преступлениях даже при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы». (Параграф 5 Статьи 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).
  3. Существует и другая возможность решить ситуацию насилия. Для этого в стране организованы приюты для пострадавших, в которых можно провести некоторое время анонимно и в безопасности. В республике действуют территориальные центры социального обслуживания населения, при которых организованы «кризисные» комнаты. Высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить в соответствующие учреждения, предложить консультацию юриста.
  4. В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8:00 до 20:00. Звонок бесплатен только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию для пострадавших от домашнего насилия можно и с номера мобильного оператора А1. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь. Общественные и религиозные организации также предоставляют помощь пострадавшим от домашнего насилия.

 

В Островецком районе работает «кризисная» комната

В  Островецком районе с 2018 года действует кризисная комната  для жертв насилия, созданная при Территориальном центре социального обслуживания населения, где оказывают социально-психологическую, реабилитационную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от психофизического и домашнего насилия.

Здесь какое-то время могут пожить люди, находящиеся в опасном для здоровья и жизни состоянии, связанном с конфликтом с другим членом семьи, подвергшиеся семейному (несовершеннолетние дети могут находиться только совместно с одним из родителей), а также психофизическому насилию. В кризисной комнате созданы все условия для пребывания  двух человек: есть пищеблок, необходимая мебель,  электроплита, электрочайник, холодильник, СВЧ.

– Услуги кризисной комнаты предоставляются круг­лосуточно на безвозмездной основе по направлению органов по труду, занятости и социальной защите,  образования,  здравоохранения,  внутренних дел,  а также обратившимся по собственной инициативе, – рассказала специалист по социальной работе территориального центра Ольга Альфер. – Граждане, временно пребывающие  в кризисной комнате, обслуживают себя сами, питаются  за счет собственных средств, а также  переданных центру физическими и юридическими лицами, поступивших по линии гуманитарной помощи.

Кризисная комната – это не место постоянного жительства, а лишь безопасный островок, где можно передохнуть, научиться жить по-новому, найти выход их жизненного тупика.

– Время  нахождения  в кризисной комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей людей, обратившихся за помощью, и составляет не более 10 дней непрерывного пребывания, –  говорит  Ольга Анатольевна. – В это время найти выход из опасной ситуации и благополучно ее разрешить пострадавшим будут помогать психолог, юрист, если потребуется –  милиция и  другие государственные структуры

За психологической помощью и поддержкой

  обращайтесь в отдел социальной адаптации и реабилитации, первичного приема, информации, анализа и прогнозирования

ТЦСОН или по телефону 7-81-33.

По «Телефону  доверия» 2-08-37

 или при личной встре­че с пси­хологом, специалис­тами ТЦСОН можно по­лучить аноним­ную бесплатную консультацию, преодолеть травматические последствия насилия и возродить самоуважение и уверенность в себе. 

«Горячая линия» 

для пострадавших  от домашнего насилия: 8-801-100-8-801.

                           

 

Памятка

КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ВЫ СТРАДАЕТЕ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ?

1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».

2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь. Кроме этого при некоторых ТЦСОН организована работа «кризисных» комнат , которые могут предоставить временный приют.

3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

4. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.

5. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 

 

Сигналы выявления насилия над несовершеннолетними

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
  •  

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

 

Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.

Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.

Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

свернуть