РУС БЕЛ ENG

Суицидальных действий и рискованного поведения

В рамках Всемирного дня предотвращения самоубийств, который ежегодно отмечается во всем мире 10 сентября,  на основе этого в учреждениях образования проводится месячник по профилактике суицидоопасного поведения среди учащейся молодежи.

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, 
хотя легко можем бросить в огонь саму книгу.

Жорж Санд

Цель этого дня заключается в уменьшении уровня суицидов и суицидоопасных попыток среди населения страны посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидоопасного поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

Суицид (самоубийство) – это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.

Профилактика суицидоопасного поведения в учреждениях, представляет собой одну из важнейших задач, осуществление которой возможно только при интеграции усилий медицинских работников, педагогов, сотрудников МВД и других ведомств в единую превентивную стратегию.

В настоящее время в Республике Беларусь разработан комплекс мер по профилактике суицидального поведения на 2015-2019 годы, который предусматривает профилактическую работу с различными категориями населения, в том числе с учащимися учреждений профессионального образования, а также активное привлечение местных исполнительных органов к участию в организации данной работы. Несмотря на расширение масштабности проводимых мероприятий по превенции суицидов, эта проблема для республики продолжает оставаться актуальной и требует повышенного внимания.

Мероприятия, приуроченные к Всемирному дню предотвращения самоубийств в УО, должны быть многоплановыми и направлены на достижение различных целей, прямо или косвенно влияющих на суицидальную активность учащихся. В их числе:

  • создание благоприятного эмоционального климата в учреждении образования, способствующего улучшению психического и психологического здоровья учащихся и педагогов;
  • изменение отношения учащихся к своему здоровью, в том числе психическому, психологическому и проблеме самоубийств;
  • формирование межведомственных подходов к профилактике суицидов через объединение усилий специалистов в части выявления факторов риска суицидоопасного поведения;
  • повышение доступности для учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов психологической, медицинской, социальной, правовой и других видов помощи.

Специалистам социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) учреждений профессионально-технического и среднего специального образования при планировании деятельности по формированию ценностного отношения к жизни и профилактике суицидоопасного поведения среди учащейся молодежи целесообразно руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 01.07.2010 № 153-З.

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2011 № 45 (ред. от 29.03.2016 № 259) «О некоторых вопросах оказания психологической помощи» (вместе с «Положением о Межведомственном координационном совете по оказанию психологической помощи»).

3. Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 – 2020 годы (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2016 г. № 200).

4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи».

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 116 «Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».

6. Приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь:

  • «О мерах по профилактике суицидов и оказании помощи лицам, совершившим суицидальные попытки» (от 09.07.2007 №575);
  • «О комплексных мерах по профилактике суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015-2019 годы» (от 07.04.2015г.).

7. Приказами Министерства образования Республики Беларусь:

  • «О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение» (от 17.05.2010 г. № 317).
  • «О проведении Всемирного дня предотвращения самоубийств» (от 31.07.2008 г. № 1201-12/3777/дс).

8. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2009 г. № 12-02-12/4114/дс «О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Обратите внимание:

Для_родителей

Буклет для_педагогов

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
Но отдельного человека всегда можно»
И. Бродский

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Часто говорит о своем душевном состоянии.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.

Не следует говорить ребенку:

  • «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
  • «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
  • «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
  • «Где уж мне тебя понять!»;
  • «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
  •  «Не получается – значит, не старался!»;
  • «Все дети, как дети, а ты …»;
  • «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».

Обязательно скажите ему:

  • «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
  • «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
  • «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
  • «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия). 

Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Приемы предупреждения суицидов

  • Воспринимайте ребенка всерьез. Относиться снисходительно нельзя.
  • Выслушивайте – «Я слышу тебя». Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
  • Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • Анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • Не опаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
  • Не иронизируйте, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
  • Подчеркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
  • Подростковые группы риска. Симптомы суицидальных намерений